Новогодняя ёлка в России на рубеже XIX-XX веков

К заготовке ёлок приступали ещё за несколько дней до Рождества, так как дерево символизировало в то время, прежде всего канун Рождества, а не наступление Нового года. Петровский обычай, подчеркнутый им их немецкого образа жизни, требовал ставить ель именно на рождественские праздники.


Для владельцев лесных угодий и крестьян, промышлявших заготовкой и валкой лесов продажа елей и сосен была из любимых сезонных видов заработка. Продажи рождественских деревьев в городах велись повсеместно: на площадях, рынках, ярмарках. Многие торговцы считали за честь продать в своих лавках, хотя бы пару-тройку пушистых зеленых красавиц.


Выбор елки чаще всего происходил на специальных отведенных ёлочных базарах, куда покупающие отправлялись всей семьёй вместе со своими детьми. Поэтому дети без всякой утайки знали путь перемещения лесной гостьи с ёлочного базара до гостиной в доме. Купленную ель не сразу ставили в какой-нибудь из комнат. Вначале она должна была отлежаться в сенях постепенно отогреваясь и лишь потом после всенощной её "впускали" в дом.



Многие дети того времени еще помнят тот запах, который источала из себя, подогретая домашним теплом, ель. Костер от камина или топящейся в доме печи многократно усиливал это детское впечатление.


Рождественский праздник справляли дружно с многочисленной ватагой родственников и близких дому друзей. На фортепьяно музицировали незатейливые новогодние и рождественские песенки, как на русском, так и на других иностранных, но знакомых уже с детства языках. Дети с удовольствием водили семейные хороводы вокруг новогодней красавицы, горделиво стоящей в центре гостиной. Более взрослые дети и часть взрослых сами сочиняли и готовили постановки пьес на рождественскую тематику, беря за основу сюжеты из произведений Гофмана и Ганса Христиана Андерсена.



Богатые слои общества и просто отдельные меценаты организовывали устройство и проведение благотворительных «ёлок для бедных» в народных домах, детских приютах.


Именно ёлка становится центральным звеном из воспоминаний о рождественском празднике. Это отражается в литературе того времени, произведениях и мемуарах Гумилёва, Чехова, Ахматовой, Толстого и многих других.


В тяжелые годы Первой мировой войны ёлка приобретает новый смысл – она становится символом, который связывает невидимой нитью на время или навечно разлученных членов многих российских семей.


Сохранилось немало фотографий того времени, на которых солдаты празднуют Рождество на фоне специально срубленной ели.


С другой стороны во время войны с Германией, россияне вспомнили о то, что обычаи рождественской ели были переняты Россией у немцев, тем самым спровоцировав в народе «антиёлочные» настроения, которые отразились акциями и публикациями направленными против ели. Однако тёплый образ новогодней ёлки уже достаточно прочно укоренился в русском сознании.

Откуда пошла традиция наряжать ёлку на Новый год? Рекомендации и советы по выбору искусственной ели